КОГДА И КАК СЕВЕР СТАНОВИТСЯ ОБЪЕКТОМ ИСКУССТВА?  
   
 
Эта картина «Полярный океан. Крушение «Надежды» была написана Каспаром Давидом Фридрихом в1824. Сюжетом для нее послужила полярная экспедиция сэра Уильяма Пари и крушение корабля «Надежда». Этим мастером из Грайвсвальда была создана еще серия картин, воспевающих полярные льды, крушение кораблей, «человеческих» планов, возможностей и надежд перед лицом стихии. Сюжет вполне в духе эпохи романтизма -- «Человек и стихия». Но в свете темы нашей навигации нам интересно, что одной из таких стихий становит-
 
 

ся как раз таки полярные полюса, полярные льдины и ледники. Например, у Уильяма Бельфорда мы можем найти серию картин под название «Ледник». Итак, Север, полюса, ледники превращается в СТИХИЮ. Она больше любого нашего представления о ней, сложнее внутреннего мира любого героя, собирающегося покорить ее. Она «по ту сторону» человеческого, непознаваема и не представима. Она, то, что Кант, предвосхитив эту эпоху, еще в конце 18 века в «Критике способности суждения» назовет ВОЗВЫШЕННЫМ.

«ВОЗВЫШЕННОЕ –не опыт в искусстве, а опыт наблюдения», и хотя возвышенное предполагает наше чувство прекрасного, однако оно не соизмеримо с тем, что доступно нашему взгляду. Оно есть там, где «то, что мы видим, выходит за пределы нашего чувства восприятия, и мы склонны воображать больше, чем доступно нашим чувствам. Когда мы созерцаем. ВОЗВЫШЕННОЕ, мы испытываем «сложное чувство восхищения, восторга, ликования, благоговения и, одновременно, страха, ужаса, священного трепета» перед тем, что превосходит все наши возможности его восприятия и

 
 

понимания. При этом в созерцании мы переживаем всю глубину сопричастности и свое родство с этими стихиями и духовным силами». Бесспорно, оба полюса идеально вписались в эту концепцию неописуемой стихии! И тем самым становятся местом интереса не только мореплавателей, но и поэтов, писателей, художников. Именно здесь, во льдах ВОЗВЫШЕННОГО и непостижимого назначает встречу Франкенштейну созданный им монстр, неудачный эксперимент человеческого посягательства на божий промысел. (Мы могли бы здесь рассказать о том, как концепт ВОЗВЫШЕННОГО Канта породил в XX веке фильмы ужасов и индустрию ужасов, но это уже совсем другая история и она будет рассказана в другом месте).
Итак, СЕВЕР, ЛЕДНИКИ, ПОЛЮСА - становятся самостоятельным объектом искусства и литературы в 19 веке, однако, предвосхищает это событие век 18, на излете коего Кантом сформирована концепция, внутри которой эти объекты вдруг стали видны, заметны и интересны. Ведь для узкого круга эти объекты существовали и раньше, но так чтоб об этом заговорили все, и стали интересоваться, рассуждать, спорить, стремится посетить и увидеть!.. Возможно «идея витала в воздухе» и Кант был лишь тем, кто наиболее внятно сформулировал ее. Ведь век 18 по праву можно назвать ЭПОХОЙ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ! Это был век путешественников, жаждущих увидеть новые пейзажи и новые нравы, не из стремления к завоеваниям или открытием новых земель, как это было в предшествующие века, хотя на карте еще и остаются «белые пятна». В это время зарождается индустрия туризма. Хотят путешествовать и ученые, и праздные люди, и художники, и писатели. Александр Дюма-старший начинает издавать журнал «Монте-Кристо», в котором описывает свои путешествия от Марокко до Кавказа и Финляндии! ПУТЕШЕСТВИЕ становится ценным само по себе, оно более не средство расширения владений или покорения неизведанных земель, но способ познать новые радости и испытать новые эмоции. Так прививается вкус к экзотическому, любопытному, другому, поразительному.

Действие романа Мери Шелли «Франкенштейн», написанного в начале XIX века так же разворачиваются в Арктических льдах. История самого Франкенштейна появляется как рассказ в рассказе. Ведь мы узнаем ее из писем, отправленных отважным путешественником Уолтоном , ищущим «северный проход», своей сестре. Роман начинается описанием «ветра с севера», который дует в Петербурге, тем не менее возбуждая в воображении нашего странника все веяния эпохи. «…я ощущаю на лице холодный северный ветер, который меня бодрит и радует. Поймешь ли ты это чувство? Ветер, доносящийся из краев, куда я стремлюсь, уже дает мне предвкушать их ледяной простор. Под этим ветром из обетованной земли мечты мои становятся живее и пламенней. Тщетно стараюсь я убедить себя, что полюс - это обитель холода и смерти; он предстает моему воображению как царство красоты и радости. Там, Маргарет, солнце никогда не заходит; его диск, едва подымаясь над горизонтом, излучает вечное сияние. Там - ибо ты позволишь мне хоть несколько доверять бывалым мореходам -кончается власть мороза и снега, и по волнам спокойного моря можно достичь страны, превосходящей красотою и чудесами все страны, доныне открытые человеком. Природа и богатства этой неизведанной страны могут оказаться столь же диковинными, как и наблюдаемые там небесные явления. Чего только нельзя ждать от страны вечного света! Там я смогу открыть секрет дивной силы, влекущей к себе магнитную стрелку…». Арктические просторы представляются Уолтону как царство красоты и радости, богатства и, сверх того, даже магическим местом, «влекущим к себе магнитную стрелку». «Вот что влечет меня -побеждая страх перед опасностью и смертью и наполняя меня, перед началом трудного пути, той радостью, с какой ребенок вместе с товарищами своих игр плывет в лодочке по родной реке, на открытие неведомого». Шелли, родившаяся в семье известного писателя, безусловно была образованнейшей девушкой своего времени и, разумеется, была знакома с концепцией Возвышенного Канта. Неведомое, пугающее и властно влекущее магнитную стрелку души, оно притягивает Уолтона. Заполярные широты становятся местом встречи с Франкенштейном, и, видимо, единственным возможным местом встречи с человеком, который исполняя свой великий замысел, оказывается за пределами всяких «человеческих слишком человеческих» размерностей…. Не отсюда ли поведет свое происхождение Сверхчеловек Ницше, душа которого пребывает «вечно во льдах»?

 
И напоследок еще одна картина. Это Карл Густав Карус, друг и ученик Каспара Давида Фридриха. Так он мыслил памятник Гете, два небесных ангела преклонили горову пред прахомвеликого поэта, утопающем в туманах и льдах ВОЗВЫШЕННОГО альпийского или заполярного пейзажа, но однозначно запредельного повседневному миру людской юдоли.
Так Полярные океаны и Север, появляются в искусстве в XIX как метафора удивительного, пугающего, притягивающего и возвышающего и леденящего душу.

Текст написан к проекту "Большая Регата" в сети музеев Петербурга в 2011.

 
Сайт управляется системой uCoz