КОГДА И КАК СЕВЕР СТАНОВИТСЯ ОБЪЕКТОМ ИСКУССТВА? | ||||
Эта картина «Полярный
океан. Крушение «Надежды» была написана Каспаром Давидом Фридрихом в1824.
Сюжетом для нее послужила полярная экспедиция
сэра Уильяма Пари и крушение корабля «Надежда». Этим мастером из Грайвсвальда
была создана еще серия картин, воспевающих полярные льды, крушение кораблей,
«человеческих» планов, возможностей и надежд перед лицом стихии. Сюжет
вполне в духе эпохи романтизма -- «Человек и стихия». Но в
свете темы нашей навигации нам интересно, что одной из таких стихий становит- |
||||
|
||||
понимания. При этом в созерцании мы переживаем всю глубину сопричастности
и свое родство с этими стихиями и духовным силами». Бесспорно, оба полюса
идеально вписались в эту концепцию неописуемой стихии! И тем самым становятся
местом интереса не только мореплавателей, но и поэтов, писателей, художников.
Именно здесь, во льдах ВОЗВЫШЕННОГО и непостижимого назначает встречу Франкенштейну
созданный им монстр, неудачный эксперимент человеческого посягательства
на божий промысел. (Мы могли бы здесь рассказать о том, как концепт ВОЗВЫШЕННОГО
Канта породил в XX веке фильмы ужасов и индустрию ужасов, но это уже совсем
другая история и она будет рассказана в другом месте). Действие романа Мери Шелли «Франкенштейн», написанного в начале XIX века так же разворачиваются в Арктических льдах. История самого Франкенштейна появляется как рассказ в рассказе. Ведь мы узнаем ее из писем, отправленных отважным путешественником Уолтоном , ищущим «северный проход», своей сестре. Роман начинается описанием «ветра с севера», который дует в Петербурге, тем не менее возбуждая в воображении нашего странника все веяния эпохи. «…я ощущаю на лице холодный северный ветер, который меня бодрит и радует. Поймешь ли ты это чувство? Ветер, доносящийся из краев, куда я стремлюсь, уже дает мне предвкушать их ледяной простор. Под этим ветром из обетованной земли мечты мои становятся живее и пламенней. Тщетно стараюсь я убедить себя, что полюс - это обитель холода и смерти; он предстает моему воображению как царство красоты и радости. Там, Маргарет, солнце никогда не заходит; его диск, едва подымаясь над горизонтом, излучает вечное сияние. Там - ибо ты позволишь мне хоть несколько доверять бывалым мореходам -кончается власть мороза и снега, и по волнам спокойного моря можно достичь страны, превосходящей красотою и чудесами все страны, доныне открытые человеком. Природа и богатства этой неизведанной страны могут оказаться столь же диковинными, как и наблюдаемые там небесные явления. Чего только нельзя ждать от страны вечного света! Там я смогу открыть секрет дивной силы, влекущей к себе магнитную стрелку…». Арктические просторы представляются Уолтону как царство красоты и радости, богатства и, сверх того, даже магическим местом, «влекущим к себе магнитную стрелку». «Вот что влечет меня -побеждая страх перед опасностью и смертью и наполняя меня, перед началом трудного пути, той радостью, с какой ребенок вместе с товарищами своих игр плывет в лодочке по родной реке, на открытие неведомого». Шелли, родившаяся в семье известного писателя, безусловно была образованнейшей девушкой своего времени и, разумеется, была знакома с концепцией Возвышенного Канта. Неведомое, пугающее и властно влекущее магнитную стрелку души, оно притягивает Уолтона. Заполярные широты становятся местом встречи с Франкенштейном, и, видимо, единственным возможным местом встречи с человеком, который исполняя свой великий замысел, оказывается за пределами всяких «человеческих слишком человеческих» размерностей…. Не отсюда ли поведет свое происхождение Сверхчеловек Ницше, душа которого пребывает «вечно во льдах»?
Текст написан к проекту "Большая Регата" в сети музеев Петербурга в 2011. |