Кто прибыл в Камарг и принес культ черноликого божества?
1. Христианизированная версия
"Святая
Мария с Моря" - это название небольшого городка на берегу Средиземного
моря в департаменте Камарг в Провансе. Главный храм города называется так же,
Saintes-Maries-de-la-Mer. А еще эту церковь зовут "Цыганская Мария".
...Это произошло году в сороковом от Рождества Христова, в пору жестоких
гонений на последователей Его учения. Семерых христиан бросили в утлую
лодчонку без руля
и весел, не дали с собой пищи, и оттолкнули от берега. Семеро - а это
были Максимин, Лазарь, Мария Магдалина, Марта, Мария Саломея, мать апостолов
Иоанна и Иакова,
Мария Иаковлева, сестра Девы и Сара Египтянка - вверили свою судьбу Господу.
И вскоре милосердные волны вынесли лодочку на берег в живописнейшем месте
Provincia Romana, римской провинции, будущего французского Прованса.
Путешественники поневоле
воздвигли маленькую часовню Девы Марии на месте своей высадки. Затем
они разделились. Максимин ушел проповедовать в Тараскон, Лазарь и Марта
- в О-де-Прованс, а Мария
Магдалина - в Марсель, а вернее - в Таракс, Аква Секста и Марсаллу -
так назывались тогда эти римские крепости.
Две Марии и их служанка Сара (да, Сара была всего лишь служанкой, да
и египтянкой ее называли лишь для того, чтобы не обижать попусту... Сара
была gypta, гитана,
цыганка!) остались на месте. Здесь они и прожили остаток своей жизни
в тишине и благочестии. Обращали язычников в веру Христову, лечили больных,
да зажигали
на берегу костер в штормовые ночи. Похоронили трех женщин в построенной
ими же часовне.
На месте часовни в XI веке была построена церковь, в которую были перенесены
останки трех святых. Церковь сложена из серого тесаного туфа и напоминает
с виду феодальный замок. Мощная апсида похожа на донжон или угловую башню
крепости,
вместо окон - узкие бойницы, два боевых яруса с зубцами стен, навесные
бойницы - машикули.... Над башней - колокольня в четыре проема, увенчанная
тремя крестами
и флюгером. Внутри храма нет росписей - их заменяют деревянные раскрашенные
фигуры святых. Главные скульптуры - это две Марии в голубой лодке и чернокожая
Сара.
В XV веке в поселке, возникшем вокруг храма, да и во всем Камарге было
немало чужаков: мосарабы - испанские христиане, принявшие язык, культуру
и нравы арабских
завоевателей и изгнанные за это из своей страны эдиктами католических
королей, а также вечные изгнанники - цыгане. Занятия переселенцев были
нехитры - рыбаки,
пастухи, объездчики лошадей и ... что греха таить - актеры, фокусники,
контрабандисты, воры и браконьеры.
Саре-цыганке они и молились. Неловко, стыдно просить у Господа удачи
в своем греховном промысле. А святая Сара - поймет и перескажет все своим
хозяйкам,
они расскажут Деве Марии, та упросит Сына - и сладится дело. Имя и изображение
святой
Сары появилось на лошадиных и бычьих таврах, его выцарапывали на пулях
охотничьих ружей, на бубнах танцовщиц, вышивали на мулетах. Цыгане стекались
сюда в
день св. Сары во все возрастающем количестве, и иногда казалось, что
здесь
и находится
цель их бесконечного странствия. Так продолжается и по сей день. Город
стал "цыганской
Меккой", куда любой цыган-католик мечтает попасть хотя бы раз в
жизни. Едут из всех стран мира, семьями, улицами, поселками, богатые
цыгане помогают
добраться
до юга Франции своим бедным соплеменникам. Они везут Саре новые платья
и серебряные украшения.
Праздник устраивают дважды в году - 24 мая и 22 октября. Статую святой
Сары облачают в новые наряды, пышные и яркие, подвешивают к ушам серьги,
надевают мониста и
браслеты с бубенчиками - Сара приобщена к лику святых, но по вкусам осталась
истой цыганкой. Ее несут на помосте четыре носильщика - как правило,
их выбирают среди тех, кто затратил больше всего сил и средств на организацию
праздника.
Процессия со всею торжественностью движется к берегу моря (береговая
линия несколько отступила от храма за две тысячи лет). Статую окунают
в море, и всякий раз волны
благополучно выносят смуглолицую Сару на провансальский берег.
Празднества длятся десять дней. Они включают в себя конское родео, скачки
быков, турниры укротителей быков, собирающихся со всего Камарга, песни,
танцы, фокусы,
катание на расписных каруселях. На все это благосклонно взирают две Марии
и Сара, заступница гонимого племени.
Гонимого? Ведь все это в уже прошлом? Да, наверное... но в таком недавнем
прошлом. По дороге от церкви стоит скромная белая стела. Это памятник
уничтоженным фашистами
цыганским детям-сиротам из приюта при церкви Saintes-Maries-de -la -Mer
2. Мультикультурная версия -- http://www.liveinternet.ru/users/dancing_witch/post102245098/